20 ноября
В октябре к нам приезжал Максим Михеенко, основатель Studios 5518. Он выступил на тему «Я. Мозг. Игровая. Индустрия. Зачем». Максим рассказал о собственном опыте разработчика и дал ребятам советы по поиску финансирования и выборе направления в геймдеве. После лекции мы задали Максиму вопросы о будущем игровой индустрии и попросили дать несколько советов нашим студентам, которые хотят развиваться в разработке игр.
— Максим, чего нам ждать от нового поколения игровых консолей?
— Мы все ждем Playstation 5 и Xbox Series X. Лично я куплю себе обе консоли, просто чтобы быть в курсе всего нового. Эксклюзивов и там, и там очень много.
По поводу визуала — мы видели новые проекты «Соньки». Они впечатляют, но визуал сейчас не главное. Что ещё принесут консоли? Быстрые загрузки? Супер. Впечатляющие визуальные эффекты? Отлично.
Но мы больше думаем о сторителлинге, о глубине персонажа. Вот что произведёт реальный вау-эффект. Поэтому уже в следующем году игры дадут нам что-то новое. Пока для меня это главный вопрос как для геймера, что игры принесут еще, кроме визуального наполнения. Потому что уже сейчас многие инвесторы говорят, что грядущее поколение консолей может стать последним.
— Что вы думаете насчёт покупки ZeniMax компанией Microsoft? Как сильно это может сказаться на игровой индустрии?
— На мой взгляд, предыдущее поколение Xbox вполне крепко конкурировало с PS4, они дополняли друг друга. В новом поколении пока неизвестно, но я сильно верю в обе компании.
То, что Microsoft купила Bethesda и ZeniMax, показывает для многих инвест-банкиров в штатах, что игровая индустрия становится горячим трендом последние 3 года. Все компании в Европе, Штатах и Азии будут переходить в игровую индустрию и будут скупать много мелких, средних и больших студий для монополизации рынка.
То есть произойдёт то же самое, что и с автомобильной отраслью. Volkswagen, Audi и Porsche — все это один холдинг. Все меньше становится независимых компаний. И с учетом роста индустрии это понятно и нормально. Вопрос только в том, кто кого купит и будет ли здесь Amazon. Я очень сильно смотрю за тем, как Amazon приходит в игровую индустрию и пока является начинающим, но очень конкурентноспособным игроком. Они учатся. Проект «New World» ждут многие, это очень интересная MMORPG. Она выглядит классно, но как играется — скоро узнаем. У них есть миллиарды долларов, чтобы занять эту нишу.
— Находится ли у вас в разработке какие-либо проекты на новом поколении консолей?
— Да. Сейчас мы работаем над многими проектами для PlayStation и XBOX. Подробности я говорить пока не могу — NDA. Но то что мы видим в новом поколении консолей… Могу сказать, что по арту качество вырастет феноменально, именно с точки зрения физики, взаимодействия материалов. Пока работаем с Unreal Engine 4, Amazon Lambda, Unity и то, что мы видим, — впечатляет.
В следующем году будет много крупных анонсов и тот факт, что Walmart, Amazon и Netflix идут в игры, говорит о том, что будет много новых IP.
— Можно ли ожидать полноценные AAA-проекты в VR на консолях нового поколения и PC?
— По виртуальной реальности… Честно, пока не знаю. То есть был большой хайп в одно время, сейчас же мы не видим огромного потенциала у клиентов на VR. Augmented reality — возможно, да. Последний iPhone, последний iPad как раз показывают, что Augmented Reality полностью придёт. С виртуальной реальностью… Лет через 10. До этого, честно, я не вижу предпосылок на ближайшие пару лет.
— Есть ли у вас особенно полюбившиеся проекты в этом году?
— Рекомендую посмотреть несколько проектов в этом году. Первый — Mortal Shell. Это такой dark souls файтинг от маленькой инди-компании, наполовину состоящей из русскоязычного сообщества сообщества. Виталий Булгаев, Дмитрий Паркин — топовые ребята в Штатах — сделали первую игру очень достойно, доказав, что даже в XXI веке, в 2020 году можно сделать не маленький инди-проект, а хороший крепкий «среднячок» и вполне успешно его продать в Steam.
Второй проект — это новый Spider-Man: Miles Morales, продолжение которого выходит на PlayStation 5 в декабре этого года. Я очень сильно слежу за ним, потому что там будет очень много геймплейных фишек. Играется по крайней мере очень занятно.
И третье, что меня впечатлило, — это Fall Guys. Легендарная игрушка. Она сейчас немного в закате своего хайпа, но все равно идея шикарная. Наверняка кто-нибудь сейчас придумает некий перезапуск Fall Guys с новым пониманием, как было когда-то с PUBG и Fortnite. Скорее всего Fall Guys задал новый мини-тренд и кто им воспользуется и сделает с глубиной — заберет очень много ништячков. Ждем! Вот это мои три открытия в этом году.
— Как вы относитесь к экспериментам с неоднозначным исходом уже зарекомендовавших себя профессионалов в индустрии? Как это было с The Last Of Us: Part II к примеру?
— Мне как игроку и представителю индустрии важно, чтобы игроки рождали дискуссии. То есть с точки зрения продакшна The Last Of Us: Part II — гениальная игра, а с точки зрения сюжетных выборов она неоднозначна. Но она заставляет говорить о себе. Она не оставляет равнодушными никого, люди о ней говорят, спорят и доказывают друг другу — и это очень круто. То, что мы любим в кино и сериалах, особенно в сериалах последних десяти лет. Игры становятся новыми сериалами, и люди ждут такие проекты, как The Last Of Us: Part II.
В следующем году главными темами будут вопросы по типу «Кто я? Зачем я здесь живу? Почему я такого пола?», то есть вопросы, которые поколение зумеров задаёт уже сейчас. Ответы на них поколение Z будет искать в играх.
— Что вы думаете о монетизации в синглплеерных проектах? Как это было в Assassin’s Creed: Odyssey и предстоящей Watch Dogs: Legion?
— Я вижу, что игровая индустрия сейчас на перепутье: переосмысливает бизнес-позиционирование. То есть игры за 70$ на консоль, это только промежуточное звено. Скорее всего мы перейдем в подписку, потому что Game Pass от Xbox это очень хорошо открыл. Недорого, много классных игр. Есть даже какие-то эксклюзивы. Но с точки зрения рентабельности для издателя — пока большие вопросы. Это первое.
Второе — мы видим как раз стриминоговые игровые платформы. Ubisoft запустил свою, Amazon опять же запустила свою. Все больше такого будет и соответственно, вопрос — как платить тогда за игры? Вот и получается, либо за время в игре, либо за подписку. Пока это большой вопрос для нас всех.
Но совершенно точно, что игры за 70$ — это промежуточное звено. И вот эти инапы [In-App Purchase], которые вводят в UFC и прочие игры EA Sports, вызывают у людей возмущение. А это все лишь потому, что издательство находит, как реально зарабатывать. При разработке игр бюджеты растут, а аудитория достигла… не то что бы потолка, но в развитых странах уже у всех есть свои консоли. Поэтому здесь вопрос, как идти не только вглубь, не только горизонтально, но и вертикально. Нужно понимать новые способы монетизации. И вот здесь, в ближайшие пару лет мы увидим, если придет 5G и стриминг, то мы можем говорить о новых способах монетизации контента.
— К каким критериям и оценке нужно подходить при выполнении ТЗ?
— Некоторые клиенты просят один в один, как было нарисовано в концепте. И задача в таком случае — не придумывать, а сделать один в один. Другие клиенты сами не знают, чего они хотят, и это хорошо, они просят попридумывать идеи. Самое правильное, на мой взгляд, — это соответствовать ожиданиям клиента.
Во-первых, нужно уметь читать между строк. Во-вторых, правильно задавать четкие вопросы. В-третьих, предлагать варианты, если ты не знаешь. Если я не знаю правильный ответ, я лучше сделаю два, а то и три варианта. Какой-то из них окажется правильным. Да я потрачу больше времени, но у меня будет больше шанс. Но опять же если в ТЗ написано «сделать один в один вариант, сделать один вид сверху, выслать один файл», то лучше сделать один раз.
В некоторых компаниях есть огромные арт-ресурсы. Там, когда вы делаете MMORPG, то ваша задача как исполнителя сделать все точь-в-точь и ничего лишнего. И в таких ТЗ многие люди, которые стремятся сделать слишком много всего, себя немного закапывают. То есть здесь всегда все зависит от позиционирования.
Сначала я изучаю компанию, их проекты и подход, и потом уже смотрю, что им конкретно нужно, потому что если мы работаем с каким-то инди-проектом, то мы им можем предложить сотню идей, 10 лучших выберем сами и две покажем им, затем сказав: «Вот это мой выбор, а вот это вам скорее всего не понравится и эта — уж совсем радикальное переосмысление». И очень часто клиенты говорят: «О, как круто. Мы берем радикальное переосмысление. Нам нравится». Они это выбирают, потому что это «fresh blood». Новое и свежее видение.
— Понравилась ли вам аудитория IThub college? Что можете сказать о наших студентах?
— Да, аудитория мне очень понравилась. Отчетливо видно, что часть людей тема игр прям зажигает, часть хочет попасть в индустрию и часть, которая думает, что делать. Я благодарю всех за вопросы. Многие вопросы для меня в новинку и это для меня тоже круто. Я тоже прокачиваю свой мозг новыми вопросами и после я начинаю лучше понимать себя. Я считаю подобных мероприятий должно быть больше.
У меня есть пожелание, мини-совет для аудитории. Формулируйте четко свой вопрос, чтобы мы не тратили время на формулировку вопроса вместе, потому что это экономит время всем нам, и мы можем отвечать на большее количество вопросов. Главное — самому задающему понять свой вопрос.
— Какую ценность могут принести подобные мероприятия?
— Ценность для студентов… Возможность увидеть реальный живой кейс. То есть я понимаю, что в эпоху онлайна, Ютьюба, Инстаграма можно увидеть практически любого человека. Но это так не впечатляет. Но все равно мы живем в реальном мире, где реальное физическое присутствие важно. Для меня важнее вживую именно видеть людей, понимать, как они мыслят, общаются и как они вообще существуют. А ответы на вопросы можно получать и в интернете, это не проблема. А вот физический контакт… Он крайне нужен. Особенно для тех, кто только начинает.
— Какой главный совет можете дать студентам IThub college?
— Как я и сказал во время лекции — я рекомендую попробовать всё. Это отлично, когда ты можешь попробовать любые движки, попробовать быть геймдизайнером, программистом, художником. Здесь как раз важно не бить себя по лапкам, а четко понимать, чего ты хочешь. А как это понять? Пробовать.
Как видишь, геймдев — это целый мир, в котором ждут смелых и предприимчивых. Будь на связи!
Отправь заявку на поступление, пока есть места!
Отправить заявку
Интервью взял Иван Геманов, студент 1-го курса специальности «Веб-разработка».