11 апреля

Бросаем вызов киноиндустрии: как учатся кинопроизводству в IThub




Сценарная комната, павильонный практикум, виртуальный продакшн, ИИ - все эти технологические и профессиональные тренды эффективно применяются на кафедре кинопроизводства. В IThub можно не только стать звездой кинематографа, учиться у больших профессионалов из мира кино, но и освоить необходимые индустрии навыки работы с ИИ, нейросетями и последними технологическими разработками. О том, как устроена кафедра кинопроизводства и какие перспективы открываются перед студентами, рассказываем в статье.

О том, как устроена кафедра кинопроизводства и какие перспективы открываются перед студентами, рассказываем в статье.

Cинергия опыта и технологий

Тарелочку разбили

В начале любого кинопроекта команда разбивает тарелку с подписями всех участников. В марте 2023 года состоялось официальное открытие кафедры кинопроизводства, а в сентябре в IThub произошло масштабное празднование с приглашенными звездами.

Полный зал, крутые спикеры и торжественная атмосфера - всё в лучших традициях настоящей премьеры

IThub колледж — один из немногих колледжей, который готовит специалистов кинопроизводства по ФГОСу. Безусловно, существует много курсов, есть профильные вузы. Но в основном подготовка специалистов происходит по-старинке, а мир давно живет в соответствии с последними технологиями. Совместно с Высшей школой кино «Арка» - лидером индустриального подхода в кинообразовании - мы создали программу, объединяющую лучший опыт с точки зрения обучения мастерству, наставничество реализованных в профессии мастеров и последние технологии в области цифрового кино и ИИ. Стоит ли говорить, что такой вызов достоин крутого сценария?

Время выбирать свою роль… Бизнес-роль

На кафедре кинопроизводства в колледже IThub есть три направления: режиссерско-актерское мастерство, сценарно-продюсерское мастерство, операторское, анимационное и визуально-цифровое мастерство.

В каждом направлении свои бизнес-роли, которые осваивают студенты.

Так, на направлении режиссерско-актерского мастерства учатся будущие режиссёры кино и аудиовизуального контента и актеры. За время учебы ребята попробуют себя в режиссуре разных жанров и раскроют свое актерское дарование. Тем более, что куратором бизнес-роли выступает режиссёр Николай Лебедев, снявший такие фильмы как, «Звезда», «Легенда 17», «Экипаж».

И даже состоявшиеся знаменитые актеры выбирают получать профессиональное образование в IThub. Для Егора Губарева, известного многим по сериалу «Мир! Дружба! Жвачка!», колледж стал местом, где он может еще больше раскрыть свой талант и прокачать скиллы не только в актерском ремесле, но и по смежным дисциплинам.

Любовь с первого визита. Егор Губарев в стенах уже родного колледжа

На сценарно-продюсерском мастерстве есть две бизнес-роли: продюсер и сценарист. Курируют это направление ведущие российские компании по производству телешоу, фильмов и сериалов: «Yellow, Black and White» («Папины дочки», «Кухня», «Даёшь молодёжь!», «Уральские пельмени» и т.д.); и Mars Media Entertainment (фильм 2024 года «Мастер и Маргарита», «Громкая связь», «Чики», «Великая» и т.д.).

А операторское, анимационное и визуально-цифровое мастерство включает в себя бизнес роли: оператор кино и аудиовизуального контента, художник-аниматор, художник по спецэффектам. В эпоху клипового мышления делать по-настоящему цепляющую картинку, спецэффекты, от которых захватывает дух, и анимации, которые хочется оживить — большое искусство. Куратором одной из бизнес-ролей выступает талантливый и востребованный оператор Шандор Беркеши, в портфолио которого множество разноплановых картин («Коктебель», «Иван Грозный», «Хармс», «Небесные жены луговых мари», «Короткое замыкание», «14+», «Райские кущи»).

Как в кино

Обучение на кафедре длится 4 года для тех, кто поступает после 9-го класса и 3 года, для тех, кто поступает после 11-го класса.

В кино есть три больших этапа работы. Первый этап — это подготовка, когда происходит написание сценария, кастинги, проработка мест съемок и вся организационная работа. Второй этап — съемочный процесс. Чем качественней прошел первый этап, тем организованнее проходит второй. А третий — это постпродакшн, когда картину видит свет.

Обучение в IThub мы построили по тому же принципу.

Как? Рассказываем ниже

Первый год — предпродакшн (подготовительный период)

Студенты начинают изучать производство кино уже на первом курсе. Конечно, 1-го сентября никто не вручает в руки камеру со словами “Снимай”, но все занятия направлены на то, чтобы погрузиться в профессию.

Руководитель кафедры Александр Синягин и студентка Мария Крылова на аукционе сценариев

Первокурсников учат использовать технологии применительно к сфере кино. Например, когда нужно сделать презентацию сценария, наши студенты применяют нейросети для создания образа персонажа, сцены, где персонаж находится. Больше не нужно искать референсы в интернете, отрисовывать персонаж, достаточно прописать задание текстом, и ИИ выдаст результат за считанные минуты.

А классический вариант выстраивания кадра, когда нужно было выезжать на место съемок, брать актеров, камеру, планировать кадр на бумаге первокурсники IThub делают с помощью виртуального продакшна на базе игрового движка Unreal Engine. Специалист экономит не только свое время, но и время всех задействованных лиц. А самое главное, может заранее просмотреть все варианты и выбрать наиболее подходящий.

Также на первом курсе студенты учатся находить идею фильма, ориентируясь на свою жизнь и свой опыт. Затем важно правильно ее записать и подготовить все необходимые документы — сценарий, режиссерский сценарий, календарно-постановочный план, планирование съемочного периода, заявку на участие в конкурсах и так далее. У индустрии есть требование писать сценарии в «американской форме записи», в профильных вузах этому учат к третьему курсу, у нас на первом. Студент оттачивает навык написания до автоматизма, не оставляя шансов на неудачу в будущем.

Первые успехи в профессии

В марте 2024 года в стенах колледжа прошел аукцион сценариев, где студенты-первокурсники презентовали свои работы, а приглашенные режиссёры имели возможность их купить. Было представлено 11 сценариев, из них 10 было куплено.

Когда учишься на какую-либо профессию, представления о будущей работе конечно же есть, как и переживания, что делать, когда закончится учеба. Мне очень понравилась идея о «ярмарке сценариев». О таком я слышу впервые, как и мои друзья из других киношкол. Конечно, у меня были переживания на счет своего творчества, но это классный шанс проявить себя, и я решилась. Думаю, ярмарка сценариев дала нам первые знакомства и бесценный опыт коммуникации уже во время обучения с действующими режиссерами. Учась на втором курсе, у меня уже собирается портфолио, чему я безумно рада

Чубур Габриэлла,студентка 2-го курса кафедры кинопроизводства

Но возможность реализоваться и показать себя есть не только в стенах IThub. Наши студенты, начиная с 1-го курса, могут самостоятельно подать заявку на грант в Институт развития интернета. В этом учебном году были поданы три работы студентов. Конечно, педагоги и юристы колледжа помогали ученикам, но большую часть работы студенты сделали сами. Такая возможность предоставляется для того, чтобы в безопасном пространстве пройти этот путь, научиться принимать отказы, учиться переделывать и переписывать, прочувствовать индустрию изнутри.

Второй год — съемочный, монтажно-тренировочный

На второй учебный год студенты учатся в формате павильонного практикума. Начинается освоение всех тонкостей съемочного мастерства. Ребята получают опыт работы с актерами на площадке, с оборудованием, учатся руководить съемочным процессом. Пока это не самостоятельный процесс, а работа под глубоким менторством преподавателей и наставников.

Если в первый год обучения у студентов было немного теоретических занятий, например по истории кино, то ко второму году обучение носит исключительно практический характер. Происходит боевое крещение и применение всех полученных знаний на практике.

Третий год — дебют, дипломное проектирование

Третий год обучения посвящен съемкам своего фильма. На первом курсе студенты прописали идею, написали сценарий и продумали все детали съемочного процесса. Пришло время сказать: «Камера! Мотор» .

Дебютный фильм — это дипломная работа студентов, которая идет в портфолио. Эту работу ребята уже делают самостоятельно, минимально подключая преподавателей.

Только правда и ничего кроме правды

«Сценарий не пишется, а переписывается. В начале пути очень сложно. Твоя гениальность не нужна продюсеру, если он не видит коммерческой выгоды» — это понимают те, кто ни один год проработал в индустрии, и студенты IThub. Задача пришедших из отрасли преподавателей снять все иллюзии, которых много на «киношном» рынке образования.

Наш первокурсник уже в первом семестре понимает, что кино — это коллективное творчество. Первый сценарий — это всего лишь повод для того, чтобы случилось кино. Это не само кино. Нужно переписывать, ставить себя на место продюсера, не гнаться за своей гениальной идеей. Основная задача - подготовить крутых специалистов жанрового коммерческого кино, которое будет интересно широкому кругу зрителей. Специалистов, чьи фильмы будут нужны зрителю, любимы зрителем. И современный продюсер ищет такие идеи. Прочитав лонглайн (краткое изложение сценария) или даже сценарий, продюсер захочет внести правки. Мы учим студентов правильно к этому относиться и работать в команде.

Одна из уникальных программ нашего образовательного процесса — это сценарная комната. Педагог работает коллективно со студентами, разбирая сценарий или идею на молекулы. При этом автор не может читать свой сценарий, чтобы можно было услышать, как текст звучит по-настоящему, где он недоработан. У автора глаз замылен. Коллективная работа дает хорошие результаты. Такой практики на ранних курсах нет ни в одном учебном заведении. За 20 лет работы в образовании я могу утверждать это наверняка.

Александр Синягин, руководитель кафедры кинопроизводства

Учиться у лучших

Если перевести наше обучение на язык кино, то можно наблюдать очень динамичную картину с большим количеством действующих лиц и глубоким смыслом. Преподаватели из индустрии, технологии по последнему слову, проявленность на высшем уровне, практика, практика и еще раз практика. Также программа обучения подразумевает мастер-классы от звезд из индустрии.

Например, на мастер-классе у Николая Лебедева режиссера «Легенда-17», «Звезда», ребята с удивлением обнаруживают, что в коммерческом кино есть творчество. Не только фестивальное кино, которое увидело десяток человек, насквозь пронизано мыслью и творческими потугами автора. В жанровом кино не меньше самовыражения, личных переживаний, глубины. Из техники там только правильная подготовка, а остальное - работа творческого духа. Это осознание меняет отношение к процессу. Студенты еще больше раскрываются, понимая, как важно знать правила игры на рынке, чтобы быть востребованным.

На кафедре работают преподаватели с сильной экспертизой и опытом в киноиндустрии.

Например, наш преподаватель по актерскому мастерству совмещает две базовые школы: Константина Станиславского и Михаила Чехова. В основе метода одной школы лежит внутреннее переживание, в основе другой внешнее представление. Преподаватель учит совмещать это бесконфликтно, помогая проживать состояния, балансировать на гранях. И это уникально, так как в основном в школах не учат соединять эти полюсы.

Преподаватель истории кино создал уникальный спецкурс “Истории в кино”. На этом спецкурсе дается понимание, как через кино повествуется история, как кинематограф передает исторические события. В других учебных заведениях такого подхода нет.

«Дороги? Там, куда мы отправляемся, дороги не нужны»

Культовая фраза из фильма “Назад в будущее” взбудоражила общественность своего времени, потому что намекнула на продолжение полюбившегося фильма.

Что ж, мы можем согласиться с тем, что нам точно не нужны типовые дороги, скучные сюжеты, рамочные восприятия и банальные встречи. Только глубина, востребованность, талант и потрясающие результаты.

Подробнее о кафедре кинопроизводства вы можете узнать на ближайшем Дне открытых дверей

Новости

statproject